Архивный экскурс. Часть 14. «Мой город. Моя история: Бондаренко Надежда Тимофеевна»

В преддверии Дня города, Дня шахтера, Дня Знаний хочется рассказать о Бондаренко (Мовчан) Надежде Тимофеевне, Почетном гражданине города Кировское, учителе, директоре вечерней школы рабочей молодежи, приехавшей вместе со своими учениками на строительство комсомольских шахт.

   О её биографии вряд ли расскажешь лучше, чем это сделали журналисты    Г.А. Полищук и И.М. Мельников в статье «Урок длиною в год», напечатанной в газете «Правда Украины» за 1 августа 1982 г.

«УРОК ДЛИНОЮ В ГОД.

Июль пятьдесят седьмого.

2003 год

Жара донимала. Выйдя из школы, Надежда пыталась унять тревогу: как оно всё сложится, по силам ли взята ноша?

В тени деревьев было прохладно. Старая шелковица за углом усыпала землю темными ягодами… В конце концов иначе она поступить не могла. И родители поддержали: раз мол, сами беретесь, детей мы доверим.

…Надя Мовчан, закончив Криворожский педагогический институт, по назначению приехала в Хоровскую сельскую школу. Хрупкая, невысокого роста, она сама выглядела подростком. Преподавала в старших классах математику и была комсоргом школы.

Однажды во время воспитательного часа в 10-А классе Надежда Тимофеевна вслух прочла заметку в центральной газете о том, что выпускной класс вместе с учителем уехал на год работать на целину. Тут же рассказала, что комсомол решил построить в Донбассе 37 шахт.

Кто-то из ребят предложил:

– А давайте мы всем классом поедем в Донбасс!

Аня Лясоха добавила:

– Вместе с Надеждой Тимофеевной!

Посыпались вопросы: «А вы поедете с нами? Поедете?».

В первый момент учительница растерялась. Она никак не ожидала столь непосредственной реакции.

Но в следующую же минуту решительно сказала:

– Да, я поеду вместе с вами.

На вокзале в Ровно их провожали всем селом. Гремел оркестр. «Езжайте, ребята, поработайте год, а потом сами выбирайте путь в жизни», – напутствовали родители и учителя.

27 июля 1957 года в горняцкий поселок Кировское приехали 25 комсомольцев во главе с молодой учительницей. Ребят поселили в общежитии. А вскоре создали из прибывших бригаду бетонщиков в СМУ-1 треста «Шахтерскжилстрой». Бригадиром на первых порах вызвалась быть Надежда Тимофеевна…

Мальчишкам и девчонкам шестнадцати-восемнадцати лет от роду пришлось нелегко. Случалось, повертит часа два ломиком худенькая Надя Кирилюк – и чуть не в слезы. Мужская половина, хоть тоже уставала и к вечеру валилась с ног, отделывалась шутками. Традиционное «не пищать», – стало законом. Повсюду держались одной семьей. Вместе ходили на стройку, в столовую, в кино,  библиотеку. Вместе читали книги, мечтали о будущем. И хотя в зарплате «общего котла» у них не было, тоже коллективно решали, кому эту получку позарез надо что-либо купить. Например, пальто Николаю Данилишину, ботинки Александре Кухарчук.

Надежда Тимофеевна была и наставником, и другом, и матерью. Мальчики, не договариваясь, отдавали ей свои деньги, и, время от времени, она выдавала им сколько требовалось. В блокноте, рядом со списком своих «детей», по комнатам общежития, по именам она записывала: «Петр Козубский. Выдала: 5 р., 10 р.; Богдан Коваль. Выдала: 11р. и т.д.» По вечерам она обходила комнаты, навещала своих воспитанников, задерживаясь чтобы зашить спецовку, посоветовать о чем-то личном, кого-то спящего просто, по-матерински, укрыть…

Чуть укрепились ребята в деле, как стали хорохориться: что им бетон, подавай работу в шахте. Еле угомонились, узнав, что несовершеннолетних закон оберегает от труда под землей. И лишь старшему из них, Николаю Королю, посчастливилось попасть в бригаду шахтостроителей. Но в шахту Надежда Тимофеевна их сводила, даже вагонетку угля они загрузили собственными руками.

Июль пятьдесят восьмого

И вот, когда прошел ровно год, собрались все в комнате, где жила Надежда Тимофеевна с тремя девочками.

– Итак, ваш трудовой урок подошел к концу, – взволнованно сказала учительница. – Вы научились преодолевать трудности, жить интересами коллектива, познали счастье быть полезными Родине. Кто захочет будет шахтером, кому пришла пора – пойдет в армию, кто время зря не тратил и занимался – поступит в техникум или институт.

Тут же поздравили Николая Данилишина. Он работал в бригаде арматурщиков и был удостоен медали «За трудовое отличие».

Ехали домой счастливые, повзрослевшие. В поезде пели любимые комсомольские песни. Смеялись, вспоминая некоторые эпизоды.

– А, Вы ведь много, Надежда Тимофеевна, не знали, особенно когда работали уже не в бригаде, а в вечерней школе. – говорил Леонид Стратюк.- К примеру, как у двух наших девочек вытащили в универмаге деньги, и мы в складчину возместили потерю…

– Или как ты ухватился за козловой кран, а Феофан Андреев, не заметив, случайно поднял тебя в воздух. – Смеялся Николай Грицюк.

Надежда Тимофеевна только улыбалась: конечно она обо всем потом узнала, только виду не подавала и радовалась силе их дружбы.

И подумала учительница: как они выросли. Стали настоящими рабочими людьми. Вот тот же Феофан Андреев. Он ведь в школе без конца болел, был освобожден от физкультуры. А тут окреп. Даже домой не захотел возвращаться: ещё продлил свой договор в СМУ – 1, где работал крановщиком.

1988 год

Родные встречали своих «шахтеров», не узнавая в них прежних школьников. На каждом были добротные вещи – сами заработали, сами купили. У каждого на руке часы – предмет тогдашней особой гордости. Они и Надежде Тимофеевне на 8 Марта подарили женские золотые часики с памятной гравировкой.

Вскоре почти все из Хорова разъехались. Николай Грицюк поступил в военное училище. Петр Козубский – в политехнический институт. Николай Данилишин – в лесотехнический, Надежда Кирилюк – в педагогический. Сама Надежда Тимофеевна вместе с Николаем Королем, Евдокией Хоровой (Буян) и некоторыми другими вернулась в Донбасс. В Кировском она работала уже директором вечерней школы. Вышла замуж за своего бывшего ученика-вечерника, рабочего очистного забоя Владимира Бондаренко (сейчас он секретарь парткома шахтоуправления «Комсомольское». В семье растут двое сыновей.)

Июль восемьдесят второго

Идет учительница Н.Т. Бондаренко с букетом в руках по шахтерскому городу, и чуть не каждый ее приветствует: «Доброго Вам здоровья», «Доброго и Вам» –  отвечает эта миловидная женщина.

Только прозвенел последний звонок в вечерней школе, в которой она руководит четверть века. В Кировском сплошь и рядом ее бывшие ученики.

…Сколько же всего мальчиков и девочек, да и взрослых учеников прошло через педагогические руки горняцкой учительницы? Подсчитываем вместе – около двух тысяч. Многие работают на шахтах Донбасса на самых разных участках – от подземных до наземных…»

Звание Почетный гражданин города Кировское Надежде Тимофеевне Бондаренко присвоено в 1974 году (протокол заседания сессии Кировского городского совета депутатов трудящихся от 24.10.1974 № 10).