Воспоминание первой медсестры фельдшерско-акушерского пункта Боднар А.Г. о развитии здравоохранения в городе Кировское, 1988 год (стилистика и орфография автора):
«Окончив в 1955 г. мед. училище в г. Чистяково (Торез), я приехала на работу в Давыдовскую мед. сан. часть. Проработав там три дня, меня направили на мед. пункт шахты «Крестовка», что это такое и представления ни какого. Обещали через месяц забрать назад. Главный врач Давыдовской МСЧ посадил меня на машину и повезли меня в степь, ехали очень долго, так как дороги не было. И гл. врач все приговаривал: «Ты только не робей, посмотришь как там хорошо, для тебя будут все условия, привыкнешь и назад не уйдешь» (дальневидящий был).
Приехали наконец, вышли с машины, с одной стороны пшеничное поле, а с другой несколько щитовых домиков (это начало улицы Артема теперешней и Жданова). Мед. пункт размещался в одном из домиков по улице Жданова. Дом был 2-х квартирный, одна сторона мед. пункт, другая – моя квартира, которую тут же оборудовали (поставив кровать, шкаф, стол, стулья). И началась моя работа.
1-го августа 55 г. я вышла на дежурство первое в своей жизни. Сначала навели порядок в мед. пункте совместно с медсестрой Кривошеей П.П. Нас было двое. Распределить рабочие часы нам было трудно. Да и поскольку я жила рядом, то работа велась круглосуточно. К этому времени население поселка Крестовка было только мужское, воинские части и начали приезжать комсомольцы по путевкам. Строились шахты и тут же поселок для строителей. Очень быстро размечали улицы – ставили колышки и за неделю вырастали улицы. Самые первые – Жданова, Артема, Свердлова, Маяковского, Кирова. Уже стояли несколько общежитий.
Как только возводился фундамент – тут же расторопные жильцы писали свою фамилию, «занято» и через 3-4 дня вселялись в новый дом. Пока стояла сухая осень, жить и работать было легче, но вот начались дожди, и пришлось почувствовать все тяготы в работе. Бездорожье, грязь, задерживалась доставка воды (которую подвозили в бочках), не хватало хлеба и др. продуктов (машины застревали в лужах). На работу на шахту ребятам часто приходилось идти пешком. Особенно тяжело пришлось переживать зиму. Холод в общежитиях, холодная вода вели к тому, что очень много было простудных заболеваний. Мед. пункт работал круглосуточно, когда мы отдыхали я что-то плохо помню. Если приходил больной и дверь мед. пункта была закрыта, тут же поднимали меня в любое время дня и ночи, оказывалась посильная помощь без лишних эмоций, отказов в оказании помощи не было.
Нам медикам было трудно вдвойне. К весне 56 г. стали появляться семьи, маленькие дети, много молодых женщин рожали, приходилось принимать роды и на дому, и были случаи, когда рожали прямо в машине – вовремя не успевали довезти в роддом Алексеево-Орловки. На старой Крестовке (пос. Октябрьский) жило коренное население, которое тоже нуждалось в мед. помощи. Часто вызывали на дом, а это в то время было очень далеко, когда еще не было у нас машины, за нами присылали лошадь или шли пешком, по бездорожью это было далеко и нелегко.
Но за все это тяжелое время я не помню чтобы были жалобы, люди как-то понимали, что это временно и все наладится. Летом 56г. нам дали две машины «скорой помощи», жить стало веселее. На шахты мы ездили на вызова машиной, госпитализировали больных в г. Шахтерск и Давыдовку тоже машиной. Мелкие травмы шили, гипсовали сами. Это было такое время, что хотелось жить и отдавать всего себя, всегда чувствовал, что ты нужен людям.
Осенью 1956 г. главврач привез нам врача. Сколько же было радости, что наконец-то мы будем иметь врачебную помощь и сможем свободней дышать. Круг обязанностей увеличивался – подворные обходы, прививки детям, осмотр на педикулез, столовая, магазин, контроль за привозкой воды, да и еще всякой другой работы. Приехали к нам тогда мед. сестры Барабакова Г.Т. и Галина З.Е. Врач Кобрисова А.Ф. работала у нас где-то около года, потом ушла в декретный отпуск, но работать стало немного легче – все таки нас было уже 4 человека. Аптеки у нас не было, организовали аптечный пункт, сами и привозили медикаменты и тут же их разбирали жители поселка.
В конце 56 г. организовался у нас пос. совет пос. Крестовка. Был свой председатель поселкового совета (и сейчас он живет на поселке Октябрьском). Но нам, мед. работникам, стало хуже потому, что больных наших «тяжелых» никто не хотел принимать, и возили мы их чуть ли не по всей области: и Енакиево, и Юнком, Харцызск и Шахтерск. Приходилось рожениц привозить в кабинет зав. райздрав. отделом. Ну это было в исключительных случаях, но все-таки было.
В начале 1957 г. нас присоединили к Харцызску и готовят здание барачного типа под больницу. Весной 57 г. сдают это здание в эксплуатацию. Радости нашей не было конца, для развертывания стационара присылают в качестве гл. врача с Харцызска Воробьева Алексея Федотовича. Ну вот тогда и пришлось мне лично с ним работать. Поскольку не было у нас еще места для кабинета гл. врача, то прием на работу мед. работников осуществляли у меня в квартире. Приехало несколько молодых средних мед. работников, которым и досталась миссия открытия первой больницы.
Оборудование для больницы пришлось завозить мне. Открыли хирургию с терапией вместе и в том же здании роддом, где-то на 10-15 коек. Тут же был прием двух врачей откомандированных с Харцызска. Затем нам дали еще один барак (все это по ул. Гагарина, где находится теперь дет. сад «Теремок») где мы уже разместили род. отделение. Приехала к нам молодой гинеколог Нина Ивановна Денисенко. И был утвержден на должность главврача молодой врач Егоров Николай Васильевич со своей женой – терапевтом. Вскоре приехала на работу Скотникова Валентина Ефимовна – акушер-гинеколог, Юрченко Елена Ивановна – терапевт, семья Куприновых – окулист и терапевт. Как же нам стало хорошо работать. Меньше стали возить больных в другие города, открылась своя аптека, заведующий был мужчина (фамилию к сожалению не помню). Организовалась своя проф. организация, сколотился хороший коллектив, который работал без устали, и даже коллективно отдыхали.
В поселке начали закладывать фундамент для дома культуры и здания больницы.
В свободное время ходили смотреть фундамент новой больницы и мечтали как будем работать в новых условиях. Это была, прямо, несбыточная мечта.
А потом началось все сначала – завозили оборудование, осваивали здание, оборудовали кабинеты.
Сколько было радости… Нет теперь людей (мне кажется), которые могут так радоваться и самоотверженно работать так не могут. Никто из нас не считался со временем, с какой-то отработкой часов. Работали все, пока не кончишь дело. Больницу новую открывал уже новый гл. врач Купринов Сергей Иванович – окулист. Подчинялись мы тогда Харцызску, зав. здравотделом был тов. Орлов Борис Николаевич.
Мед работники принимали самое активное участие в жизни нашего поселка, который вскоре был переименован в г. Кировск. Своими руками возводили стены дома культуры (его почему-то забросили строить).
Все как один ходили корчевать кустарник на месте, где теперь находится наш городской ставок и пляж. Сколько было приложено труда – работали не только медики, но и рабочие всех шахт.
Было потом праздничное открытие нашего дома культуры, пляжа – устраивали вечера отдыха, выезды на природу.
В 1962 г. я была принята кандидатом в члены КПСС, а затем членом КПСС. Несколько лет работала в больнице председателем МК, парт. группоргом, секретарем парт. организации. Работать было всегда интересно, коллектив больницы был уже 450 чел., дружный.
За время существования нашей больницы сменилось несколько гл. врачей.
По состоянию здоровья я перешла работать в школу № 6.
Все, что было сделано нами, теперь приходящие не знают, да, наверное, им и мало дела до наших персон. А все таки нам, уходящим на заслуженный отдых, бывает грустно. Если бы начать все с начала, я бы прошла этот же путь не пожалев сил. И была бы счастлива.
В Кировске я выросла как человек, гражданин, коммунист.
На месте, где сейчас расположены улицы Грибоедова, Лазо, Франко, весной 1956 г. из-за нехватки жилья были разбиты палатки. Этот пригорок белел белым полотном, а тут же рядом поле засеянное пшеницей. Комсомольцы, прибывавшие по путевкам на строительство шахт, поселялись в палатках. Жили до поздней осени, уже, когда шел первый снег, последние обитатели палаток переселялись в общежитие.
Естественно в таких условиях осенью работы было нам невпроворот из-за простудных заболеваний. До сих пор этот посёлочек называется «палаточным». Но не каждый житель нашего города знает откуда такое название.
Был у нас в поселке и «очаг» культуры. Как-то в самом начале был построен летний клуб (он и сейчас там). Кино показывали каждый день с 22.00 вечера летом. Шли смотреть все. Мест не хватало, мы брали свои стульчики и размещались все желающие.
Еще что было интересно? Было оборудовано несколько танцплощадок «пятачков», где проходили танцы 3-4 раза в неделю, даже под духовой оркестр. Молодежь шла охотно и танцплощадки никогда не пустовали.
А потом это все куда-то пропало. Почему стало не интересно? Ведь молодежь всегда оставалась молодежью. Наркомания?! В то время мы не знали это слово.
На строительстве шахт заработки были хорошие, и случалось выпивали ребята, затевали драки, дебоши.
Один из таких дебошей была весной 1957 г. когда под чье то подстрекательство обезумевшая толпа бежала громить милицию. Жестоко был избит начальник милиции Волков, которого я в бессознательном состоянии увезла в г. Енакиево, затем в Донецке он был на излечении. Зачинщики беспорядка были обезврежены и предстали перед судом. Это было исключение из всех правил города.
Хочется добрым словом вспомнить первых комсомольцев, которые много сил и умения отдали городу: Галаимов А. комсорг ШУ-4 (нет в живых уже), Маликова М.А. – трудится на Комсомольце Донбасса, Силин В. – где то в Харцызске, учительница Шубина Л.Т., Бабенко Василий – комсорг СУ (инвалид I гр. в настоящее время), Тищенко В. (погиб), Бондаренко Н.Т. – бывший директор вечерней школы и много других товарищей с которыми мне приходилось сталкиваться по общественной работе в городе.
Жизнь в теперешнем нашем городе мы начинали с «0», город построен, мы старое поколение выполнили свой долг и хочется чтобы в нашем городе мы смогли жить, трудиться и отдыхать спокойно. Пусть раздается детский смех, пусть цветут розы на клумбах. А нам бы кафе с мороженым и спокойная старость.
Приехав на один месяц на «прорыв», как говорили тогда, я никогда не думала, что проживу здесь жизнь. 33 года в Кировске, вырастила и воспитала дочь, которая тоже трудится на Кировской АТС – инженер-электрик междугородней связи.»
Мы обращаемся к неравнодушным жителям! Возможно у Вас есть старые снимки, открытки или документы о нашем городе которыми Вы готовы поделиться с нами? Приходите к нам, мы будем рады любой информации!
Архивный отдел администрации города Кировское