Бакуменко Алексей Трофимович родился 5 апреля 1922 года в с. Владимировка Сахновщанского р-на Харьковской области. Родители крестьяне, с января 1930 года – колхозники, с 1934 года – рабочие совхоза. В семье было трое детей, двое младших умерли при эпидемии гриппа. Всякая медицинская помощь тогда отсутствовала.
Воспоминания Алексея Трофимовича:
“Учился в школе по месту рождения с перерывами в учебе 2 года, так как в селе была школа 4-х летка. Во время этого перерыва в летнее время работал в колхозе, зарабатывал трудодни, а получать на них зачастую нечего было. С открытием школы-семилетки продолжил учебу.
Одеты мы были очень бедно. Обычно в начале учебного года покупали двое дешевых брюк, а они почему-то были белого цвета, мать их красила. Обувь, как правило, донашивал отцовскую, своя быстро изнашивалась, так, что и заплаты негде было ставить. Пальтишко носил перешитое с отцовского.
Во время школьных каникул работал в совхозе – на одежду себе зарабатывал. Были у нас свои развлечения. Любили играть в футбол, в лапту и другие игры. Футбольный мяч был сделан с тряпок, играли босиком. Мяч увидел, когда приехал в Горловку. В зимнее время любили кататься на коньках. Делали коньки сами. Технология была очень простая: брали кусок дерева, обрабатывали его вдоль дерева, закрепляли толстую проволоку (которую нелегко было найти), это изделие привязывали к обуви и катались. Обувь от такой нагрузки портилась, за это попадало от родителей.
Очень любили смотреть кино – два раза в месяц привозили в село. В селе был клуб, жилая хата переоборудована. Кино было немое, с титрами. Было много неграмотных – читать не могли. Нас в кино не пускали. Так мы по договоренности с киномеханиками приходили на сеансы для чтения титров. Хорошо запомнился фильм «Броненосец Потемкин». Потом появилось звуковое кино. Неизгладимое впечатление оставил фильм «Чапаев». Были другие фильмы – полные героики, они воспитывали у нас важные морально-психологические качества, которые пригодились в годы военного лихолетья, они были для нас путеводными.
Любили мы песни: «Раскинулось море широко», «В далекий край товарищ улетает», «Спят курганы темные».
Любил читать литературу, читал Гоголя, Пушкина, Лермонтова, украинских писателей: Шевченко, Франко, Коцюбинского, а также советских писателей.
После окончания школы встал вопрос выбора дальнейшего жизненного пути. Ребята-односельчане посоветовали стать шахтером, они уже работали в г. Горловке.
В сентябре 1939 года поступил в школу Горпромуч на шахте №8 им. Сталина в г. Горловке, где получил специальность подземного слесаря. По этой специальности работал на шахте №8. Учился, получил специальность горного мастера. Не покидала мечта стать военным. В мире пахло порохом. События на Хасане, Холхин-Голе, в Финляндии. Очень хотелось быть участником этих военных событий, но был еще молод. Вместе со своими сверстниками овладевал военными знаниями, готовились к защите Родины. Изучали стрелковое оружие, сдавали нормативы на оборонные значки. Хочется отметить то, что хорошо была поставлена работа в организациях ОСОВИАХИМ – предшественника современного ДОСААФ: кроме сбора взносов – никакой работы.
Перед началом войны я изучил и умел стрелять из пулемета и винтовки. Окончил курсы парашютистов при Горловском Аэроклубе, сделал 7 прыжков с самолета. Аэроклубы имелись во всех больших городах Донбасса.
Трудились и готовились защищать свою страну, свой народ, когда началась война и я попал на фронт – эта подготовка очень пригодилась.
Очень хорошо помню начало войны. 22 июня работал в первую смену. Выехали с шахты и попали на митинг, который шел в нарядной, здесь узнал подробности нападения фашистов.
Прямо в шахтерках пошли в комитет комсомола и потребовали записать нас добровольцами на фронт. Ответ был не в нашу пользу: «Работайте, стране нужен уголь, когда придет время – позовут». Три раза я писал заявления о своем желании быть на фронте, и не только я – таких было много.
4 июля 1941 года после работы меня вызвали в комитет комсомола, а оттуда – в партком и сообщили, что меня рекомендовали на фронт в качестве политбойца и мне нужно явиться в Горвоенкомат. Там мне вручили повестку на отправку.
Кто такие политбойцы? 27 июля 1941 года было Постановление ЦК ВКПБ о призыве коммунистов и комсомолцев для усиления партполитработы на фронте. Призывалось 60% коммунистов и 40% комсомольцев. С Донецкой области было призвано 5100 политбойцов, вернулось с войны 1600 человек, остальные выполнили свой долг до конца.
После прохождения военной подготовки в одном из военных училищ 9 августа шахтерский батальон политбойцов, в составе которого я был пулеметчиком, прибыл на Западный фронт и вступил в бой с фашистами западнее Гомеля, в составе 21 Армии.
Начались жестокие и упорные бои. На третий день боев я был ранен. В это время из батальона оставалось менее половины личного состава, но без приказа командования рубеж не был оставлен. Батальоном командовал майор Андреев. Когда нас – раненых отправляли в тыл, он нам сказал: «Хорошо воюете, шахтеры». А шахтеры воевали действительно хорошо. Гитлеровское командование издало приказ: «Шахтеров и матросов в плен не брать!». Это характеризовало мужество, героизм и стойкость шахтеров в боях за Родину.
Вот только один эпизод. На нашу роту шло 4 вражеских танка, за ними – пьяные автоматчики. Три танка было подбито, четвертый прорвался через наши окопы. Политбоец-комсомолец Погромский поднялся в полный рост, бутылкой с горючей жидкостью поджег танк, но пуля вражеского автоматчика сразила его.
Мы помнили о том, что нас на фронт послал Донецкий комсомол.
В боях под Гомелем я получил первое боевое крещение и уверенность в том, что врага можно успешно уничтожать, хотя он и наступал. А для этого надо умело пользоваться оружием, верить в Победу, в своих боевых товарищей, ненавидеть фашистов и любить свой народ, Родину. Я украинец, а воевал на белорусской земле, в этом проявление нашего интернационализма.
После излечения ран, полученных под Гомелем, воевал под городом Калинин (Тверь).
В октябре 1941 года пришлось переправляться через реку Волга вплавь. Осень в это время была ранняя, холодная, обстановка на фронте сложная – враг рвался к Москве. Я командовал отделением. Командир батальона отдал мне приказ прикрыть переправу батальона через реку Волга в ночное время. Нас было пятеро. Вооружили нас хорошо. Впереди – враг, а позади – Волга и переправляются боевые товарищи – остатки батальона.
Дважды фашисты пытались выйти к переправе, огнем пулеметов мы сорвали их попытку. Помогло еще то, что ночью фашисты не особенно охотно воюют. Поступил нам сигнал на отход – зеленая ракета. Лодок, плотов нет, хорошо, что заранее мы приготовили сухие доски, связали их по три штуки треугольником и поплыли при пятиградусном морозе. Переправились. Командир батальона старший лейтенант Устьян встретил, поблагодарил, дал три часа отдыха. Костры разжигать нельзя. Обнаружили сарай с сеном. Удалили воду с обмундирования, зарылись в сено, отдохнули и обмундирование высохло, а утром снова в бой.
Вот такой был наш фронтовой быт. Ни кашля, ни насморка после купания не было.
В боях под Калинином был второй раз ранен. После излечения был направлен на Калининский фронт в 179 С.Д. 43 А, где был командиром пулеметного расчета, единовременно комсоргом пулеметной роты.
В марте 1943 года был принят в члены КПСС на льготных условиях, как отличившийся в боях. За время войны на фронте партия потеряла 3 миллиона коммунистов, это 25% от общих потерь на фронте.
В годы войны партия коммунистов пользовалась огромным авторитетом, это была воюющая партия.
Участвовал в освобождении Калининской, Смоленской областей, Белоруссии.
На личном боевом счету 157 уничтоженных фашистских захватчиков, а на счету пулеметного расчета – более 300.
В начале октября 1943 года был третий раз ранен. После излечения, в декабре 1943 года, был направлен в военное училище, после окончания и присвоения офицерского звания, началась моя служба в кадрах Вооруженных Сил СССР в качестве офицера-политработника. Служил по октябрь 1956 года.
Несколько слов о военной службе офицера. Она трудна и сложна, требует полной отдачи моральных и физических сил, совершенствования знаний, является испытанием для офицера и для семьи. Достаточно привести географию моей службы, по которой можно понять, как нелегко переезжать с одного конца страны в другой.
С 1945 по 1957 годы проходил службу так: Башкирия, Ленинград, Чукотка, Одесская область, остров Сахалин.
После увольнения из армии в ноябре 1956 года прибыл в Донбасс г. Кировское. В это время наш город был строительной площадкой: строился сам город, а вокруг него комсомольские шахты: «Донецкая», «Николаевская», «Житомирская», «Дрогобычская», «Ровенская» и «Тернопольская». Из 37 шахт – 6 в районе нашего города.
Я работал на строительстве «Донецкой» и «Николаевской», на хозяйственной работе, на подземную работу не допустили врачи по состоянию здоровья.
Название шахты получили по наименованию областей, от которых участвовали в строительстве их посланцы-комсомольцы.
Строительство комсомольских шахт – это была одна из самых героических страниц комсомола Украины.
Шахты построены в рекордно короткий срок – за один год. В ноябре 1957 года к 40-летию Октября был выдан первый уголь. В ознаменование этого в городе есть улица имени 40-летия Октября, есть улица Николаевская, где жили строители одноименной шахты. В 1961 году по предложению коллектива ш/у «Комсомольское» улица Степная была переименована в улицу Гагарина. Есть живые свидетели этих дней: Владимир Иванович Бондаренко (награжден орденом «Красное Знамя»), Владимир Ефимович Левченко (награжден орденом «Знак Почета») и многие другие.
Я фронтовик, я знал цену подвигу, но я восхищался трудовыми подвигами строителей.
После окончания строительства, работал в ш/у «Комсомольское», в состав которого входили вновь построенные шахты, на должностях горного мастера, помощника начальника участка. Шесть раз избирался секретарем партийного бюро шахтоуправления. В дальнейшем работал в учреждении ЮЕ 312/33 начальником части, в СПТУ-72 – военруком, начальником штаба ГО города и др.
Несколько слов о молодежи. Молодежь у нас в основном хорошая, но сними надо много работать, воспитывать умело и правильно. Работая военруком, я в этом совершенствовался. Для службы в армии я подготовил по военному делу около тысячи человек, 15 из них служили в Афганистане, участвовали в боях, возвратились с правительственными наградами.
За заслуги перед Родиной я награжден:
Двумя орденами «Красной Звезды», «Отечественной войны» I степени, медалью «За боевые заслуги», медалями «За победу над Германией», «За доблестный труд», «Ветеран труда» и другими. Восемью медалями и Почетными знаками «Шахтерская слава», «Почетный знак ДОСААФ СССР». С 1956 года по настоящее время имею около 50 поощрений и награждений грамотами, занесен в Книгу Почета СПТУ №72.
Вместе с женой воспитали троих детей, несмотря на трудные условия армейской жизни.
Мой жизненный путь – это путь миллионов моих сверстников. Мы знали одно – отдавать себя всего на благо служения своему народу, так было в годы войны, так было в мирное время”, – рассказал Алексей Трофимович сотруднику архивного отдела администрации города Кировское.
Умер Алексей Трофимович 25.11.1996 г.